Сегодня авиакомпании на прогнозы погоды в среднем тратят по 50 миллионов рублей в год. Причем одну и ту же информацию оплачивают три раза: сначала диспетчерские службы, аэропорты, потом авиакомпании.
Минтранс предложил навести
порядок на этом рынке, ведь от прогноза погоды зависит безопасность полетов.
Министерство разработало проект федеральных
авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для
обеспечения полетов воздушных судов", сообщил "РГ" замдиректора
департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Шнырев.
Новые правила помогут авиакомпаниям получать
более точные прогнозы погоды и платить за них меньше, чем сейчас. А значит,
будет меньше задержек рейсов, непредвиденных ситуаций в небе. Может снизиться и
стоимость билетов. Сегодня, пояснил Шнырев, размер платы за метеопрогноз не
регулируется. И те, кто предоставляет такую услугу, сами называют ее цену.
Авиакомпании получат доступ к единой базе
метеоинформации, чтобы составлять свои прогнозы погоды
Авиакомпании жалуются не только на порядок
оплаты, но и на низкое качество прогнозов. Часто, например, видимость для
взлета ставится меньше, чем она есть в реальности, говорит Шнырев. И авиаторам
приходится задерживать рейсы.
Пассажиры маются в аэропорту, авиакомпании
несут убытки и, в конечном счете, все это отражается на цене билетов, поясняет
Шнырев. Или другая ситуация. Самолет прилетает, а там туман, которого не
обещали, и лайнер вынужден уходить на запасной аэродром. Прогноз погоды
серьезно влияет на решение командира на самом сложном этапе полета -
приземлении.
Неточная метоинформация приводят к авиационным
происшествиям, в том числе и к катастрофам.
Иными словами, на рынке метеоуслуг для авиации
давно пора навести порядок, считают эксперты. Его сейчас и приблизительно
невозможно оценить, так как он непрозрачный, что признали и в Росгидромете.
Сложно даже назвать число организаций, которые
предоставляют метеопрогноз. По регламенту Росгидромета, этим занимаются более
десяти федеральных государственных унитарных предприятий, но на практике услуги
метеопрогноза предоставляют даже общества с ограниченной ответственностью, не
уполномоченные законодательно это делать.
Иностранные авиакомпании, кстати, прилетая в
Россию, за прогноз денег не платят, также как и наши перевозчики за рубежом. Но
в мире нет ничего бесплатного, и прогноз финансирует либо государство, либо эта
услуга включается, например, в аэронавигационные сборы.
У нас федеральный бюджет оплачивает большую
часть расходов по сбору метеоинформации, отметил Шнырев. И в нашем
законодательстве при этом предусмотрена оплата предоставления информации о
погоде.
В новой редакции авиаправил заложены условия
для появления аналогичного иностранного рынка организаций, которые будут
предоставлять метеоинформацию для авиации. Пока же в методике для просчета
авиапрогнозов не было четких формулировок.
Еще одним новшеством может стать порядок
доступа к единой базе метеоинформации. К государственному банку данных, по
предложению Минтранса, должен быть обеспечен доступ метеопровайдеров, которые
будут предоставлять информацию в удобном и доступном для перевозчика виде на
одинаковых условиях. Конечно, они должны нести ответственность за ее
достоверность и целостность.
Стоимость услуг при этом будет регулироваться
рынком. Мировой опыт подсказывает, что это хорошая практика, и цена услуг таких
провайдеров вполне устраивает потребителей. Если же они устанавливают высокую
планку, то авиакомпания может сама получить доступ к банку данных и делать
авиапрогнозы самостоятельно.
Пока в России такого беспрепятственного
доступа нет. Кстати, некоторые авиакомпании уже создают свои службы, которые
рассчитывают прогноз по видимости для полетов. И есть случаи, когда перевозчики
отказываются от прогнозов метоепредприятий. При этом они не нарушают никаких
требований, но организации, которые зарабатывают на прогнозе, закрывают
перевозчикам доступ к всемирному банку данных. Когда новые правила вступят в
силу, он будет открыт.
А ту часть по прогнозу, которая не
компенсируется государством, Минтранс предлагает включать в аэронавигационные
сборы. Что увеличит их размер на 1-1,5 процента. Сейчас авиакомпании платят за
прогноз намного больше. К тому же, аэронавигационные сборы регулируются
государством.
А так как метеопрогноз для перевозчиков - это
госуслуга, предлагается установить здесь фиксированную ставку. Форма оплаты
может быть разная как за год, так и за каждый вылет. Размер этой госуслуги
будет согласовываться с Минфином и Минэкономразвития, отметил Шнырев.
А Росгидромет должен внести предложения по
этому поводу. Уже прошли совещания представителей Минтранса и Росгидромета. И
есть понимание, что порядок оплаты прогноза, который сформировался в 90-е годы
прошлого века, будет преобразован. Деньги от этой госуслуги по новой схеме
должны пойти, в том числе и на закупку нового метеоборудования.
Проект федеральных авиационных правил
"Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов
воздушных судов" уже прошел обсуждение в авиакомпаниях. И направлен в
Минприроды.
|