17 марта
2010 года
Президент Российской Федерации Д.А.
Медведев провел заседание Совета Безопасности Российской Федерации о мерах по предотвращению угроз национальной
безопасности в связи с глобальным изменением климата.
На заседании обсуждались меры по реализации Климатической
доктрины, а также основные направления государственной политики в области
климата и адаптации к последствиям его изменения.
Глава государства напомнил, что в декабре прошлого года была
утверждена Климатическая доктрина России, которая предполагает разработку и
внедрение госпрограмм по смягчению антропогенного воздействия на атмосферу и
адаптацию к его изменениям, прежде всего в Арктике и северных широтах. Президент
поручил Правительству до 1 октября 2010 года утвердить комплекс мер по
реализации Доктрины, предусмотрев в нем и разработку необходимых нормативных
правовых актов.
Президент отметил, что Россия пока существенно отстает от
развитых стран в мониторинге и прогнозировании изменений климата. Глава
государства обратил внимание на то, что наиболее важный для изучения причин и
механизмов климатических изменений арктический регион по-прежнему недоступен
для непрерывных гидрометеорологических исследований.
В этой связи Дмитрий Медведев поручил Правительству до 1 июня
рассмотреть вопрос о создании многоцелевой космической системы «Арктика» и
формировании подсистем гидрометеорологического и климатического мониторинга.
Кроме того, до 1 июля этого года должна быть утверждена
стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на
период до 2030 года.
Вступительное слово
Президента Российской Федерации Д.А. Медведева
Уважаемые коллеги!
Сегодня наше заседание Совета Безопасности
посвящено целому комплексу вопросов, которые связаны с экологическими,
экономическими, социальными последствиями глобальных изменений климата.
Конечно, их своевременная оценка и правильная реакция государства должны быть
одним из наших государственных же приоритетов.
За последнее время человечество
неоднократно за эту проблему бралось, но без какого-то видимого эффекта.
Копенгагенская климатическая конференция завершилась, по сути, провалом. Неясны
сегодня и перспективы международного соглашения по вопросам климата, хотя,
конечно, все продолжают работать. Тем не менее мы как ответственное государство
будем придерживаться выбранной нами стратегии, а именно развивать и
энергоэффективную экономику, и современные так называемые зелёные технологии,
создавать современную энергетику, тем самым одновременно сокращая и выбросы
углеводородов в атмосферу. При любых сценариях это выгодно России с
экологической и с экономической точек зрения. Безусловно, это вопрос нашей
национальной безопасности, почему, собственно, мы сегодня и рассматриваем эту
тему.
На такие подходы сориентирована и
Климатическая доктрина России, которая была утверждена в конце прошлого года. В
ходе её реализации были разработаны и внедрены государственные программы,
которые призваны смягчить антропогенное воздействие на атмосферу, а также
адаптировать её к тем изменениям, которые происходят в том числе на планете – в
Арктике и наших северных широтах.
В этом контексте я хотел, чтобы
Правительство до 1 октября этого года утвердило комплекс мер по реализации
Доктрины, предусмотрев в нём и разработку необходимых нормативно-правовых
актов. Такое поручение я Правительству даю.
Нам потребуется также создать новые
финансовые и институциональные механизмы, которые будут действовать, предусмотреть
стимулы для технологической модернизации предприятий, систему поощрения для тех
компаний, которые занимаются модернизацией и добиваются существенных
результатов. Может быть, и провести корректировку строительных норм, и
технических регламентов с учётом происходящих или ожидаемых изменений климата.
Хотя здесь, конечно, нужно быть аккуратными в оценках, потому что далеко не все
прогнозы, откровенно говоря, сбываются, здесь нам нужно смотреть за тем, что
происходит. Но в любом случае нам необходимо проверить состояние гражданской и
военной инфраструктуры, расположенной в районах со сложными
климатическими условиями. И если это будет признано необходимым, то
принять меры по повышению их надёжности в связи с изменениями климата. Во
всяком случае, по тем оценкам, которые есть, деградация многолетней мерзлоты на
севере Западной Сибири и также на северо-востоке европейской территории России
потенциально способна вызвать повреждение строений, коммуникаций. Это нужно
принимать во внимание, даже несмотря на то, что, скажем, ушедшая зима была
достаточно нетипичной для последних лет в нашей стране и, наоборот,
традиционной для наших климатических поясов.
Исключительно важно иметь современную
научно-исследовательскую и прогнозную базу, пока что в России она существенно
отстаёт от развитых стран и в мониторинге, и в прогнозировании изменений
климата. При этом арктический регион – и я на это хотел бы отдельно обратить
внимание: это наиболее важный для изучения причин и последствий изменения
климата [регион] – по-прежнему недоступен для непрерывных
гидрометеорологических исследований. Правительству необходимо в срок до 1 июня
рассмотреть вопрос о создании многоцелевой космической системы «Арктика» и
формировании подсистем гидрометеорологического и климатического мониторинга.
По-прежнему отсутствует и чёткая
организация управления исследованиями климата – как фундаментальными, так и
прикладными. Здесь нам необходимы единый центр и единый план научных
исследований, включающий в себя прогнозирование угроз национальной
безопасности, эффективные рекомендации по адаптации к изменениям климата,
причём как в масштабе страны, так и в масштабе отдельных территорий и
применительно к отдельным отраслям.
Такой план необходимо составить до 1
сентября 2010 года, а до 1 июля этого года – утвердить стратегию деятельности в
области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года,
определиться с этапами реализации этой стратегии.
Уважаемые коллеги! Для того чтобы нам
участвовать в международном переговорном процессе, крайне важно, чтобы мы
действовали скоординированно и чтобы все структуры находились во
взаимодействии. Их общая задача – содействовать в выработке глобального
климатического соглашения, которое отвечает интересам устойчивого развития
России и, естественно, основывается на наших текущих возможностях, а также
исходит из тех конкурентных преимуществ, которыми располагает наша страна.
В самое ближайшее время следует принять
решение о механизме координации межведомственных усилий, включающих в себя не
только мониторинговую, исследовательскую части работы, но дипломатическую и
информационную составляющие.
Нельзя забывать и о том, что климатические
изменения могут породить не только физические изменения, изменения в области
природной среды, но и межгосударственные противоречия, которые связаны с
поиском и добычей энергоносителей, с использованием морских транспортных путей,
биоресурсов, с дефицитом водных и продовольственных ресурсов. Уже сегодня
приполярные страны предпринимают активные шаги по расширению своего
научно-исследовательского, экономического и даже военного присутствия в зоне
Арктики. При этом, к сожалению, наблюдаются попытки ограничить доступ России к
освоению и разработке арктических месторождений, что, конечно, недопустимо с
правовой точки зрения и несправедливо в силу географического положения и самой
истории нашей страны.
И ещё один момент. Мы много на эту тему
разговариваем. И я неоднократно эту тему обсуждал со своими коллегами в
ходе встреч «большой двадцатки» и «большой восьмёрки». Есть так называемая идея
превентивных мер развитых стран в области углеродного протекционизма. Такого
рода решения, особенно однополярные решения или направленные в адрес конкретной
страны или нескольких стран, могут ограничить возможности экспорта для
отдельных видов российской продукции на мировых рынках и стать поводом для
усиления недобросовестной конкуренции в отношении Российской Федерации. Поэтому
нам нужно взвесить, обсудить и предложить такую схему, при которой мы должны
совместить и наш вклад в экологическую безопасность, в противодействие
изменению климата, с одной стороны, и с другой стороны – сохранить
конкурентоспособность нашей экономики по основным для неё экспортным позициям.
Вы сами понимаете, о чём я говорю.
В заключение я хотел бы подчеркнуть
следующее. Учёные – здесь наши коллеги тоже присутствуют – продолжают спорить о
глобальных последствиях, связанных с изменением климата. Здесь далеко не всё
так очевидно, как иногда представляется экологам и людям, которые с достаточно
высокой степенью внимания следят за этими процессами. Пока нет единого прогноза
и точного сценария этих процессов, что бы кто ни говорил. Но мы обязаны быть
готовы к любому развитию событий и использовать это развитие событий на пользу
нашей экономики, для того, чтобы укреплять мощь нашего государства, нашей
страны и защищать наших граждан от негативного воздействия климатического
фактора на их жизнь.
Вот такова сегодняшняя повестка дня.
|