Российские авиакомпании,
стремясь сэкономить, отказываются от платной метеорологической информации,
предоставляемой Росгидрометом. Это стало возможным после принятия Минтрансом
решений, направленных на удешевление авиаперевозок и сделавших необязательной оплату
услуг Росгидромета. Метеорологи бьют тревогу, ведь отказ авиакомпаний платить
грозит разрушением системы метеорологического обеспечения полетов.
С принятием Минтрансом новых
Федеральных авиационных правил (ФАП-128) экипажам воздушных судов стало необязательно
получать сводку погоды в аэропорту вылета — они могут получать метеосводки из
любого источника, который посчитают достоверным. В итоге ряд авиакомпаний
предпочитает брать данные из интернета и на этом основании отказывается
оплачивать услуги ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», единственного поставщика
метеосводок в российских аэропортах. С 1 мая 2013 другой приказ Минтранса
перевел оплату за метеосводки из категории обязательных сборов в категорию
тарифов, что означает необязательность их оплаты. В результате авиакомпании
начали массово отказываться от услуг ФГБУ «Авиаметтелеком».
Эта ситуация ведет к
разрушению системы авиационного метеорологического обеспечения и создает прямую
угрозу безопасности полетов, в июне предупредил в своем письме руководитель
Росгидромета Александр Фролов министра транспорта Максима Соколова.
Кроме того, руководство
Росгидромета попыталось спасти ситуацию, обратившись к международным
поставщикам аэронавигационной информации SITA и Jeppessen с требованием
прекратить предоставлять российским перевозчикам метеосводки в российских
аэропортах, полученные от Росгидромета согласно международным соглашениям
бесплатно. Авиаперевозчики расценили это как воспрепятствование их деятельности
и пожаловались в Минтранс.
Как рассказал «Известиям»
президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев, с
точки зрения авиаперевозчиков это выглядит как навязывание им услуги, в которой
они не нуждаются.
— Нам сегодня проще получать
метеоинформацию от американской компании Jeppessen (является подразделением
компании Boeing. — «Известия»). — говорит Евгений Чибирев. — Этот сервис дает
нам более удобную и точную информацию, и экономически нам это выгоднее. Но
когда мы перестаем оплачивать услуги Росгидромета, они пытаются на нас
воздействовать различными способами — начинают ограничивать время работы своих
метеопунктов в аэропортах и т.п.
По оценкам экспертов, на
каждый взлет воздушного судна его владелец платит за метеообеспечение от 3 тыс.
до 8 тыс. рублей — в зависимости от массы самолета и аэропорта отправления. В
год это выливается для российских авиакомпаний в суммы от 50 млн до 200 млн
рублей. По данным Счетной палаты, доля расходов за метеообеспечение в
себестоимости авиаперевозок составляет 0,36%.
ФГБУ «Авиаметтелеком» является
оператором 270 метеостанций и единственным поставщиком специализированной
метеоинформации. Организация ведет метеообеспечение 200 российских аэропортов
от Москвы и Санкт-Петербурга до Камчатки и Чукотки. При этом «Авиаметтелеком»
не получает бюджетного финансирования на авиационное метеообеспечение и
фактически находится на самоокупаемости. При необходимом объеме финансирования
примерно в 2 млрд рублей из бюджета перечисляется всего 5% этой суммы в рамках
оплаты за госзаказ по организации и осуществлению функций отраслевого центра
телекоммуникаций.
Наши авиакомпании, покупающие
информацию у SITA и Jeppessen, не учитывают, что эти операторы не имеют своей
сети метеостанций в России и потому пользуются данными, предоставляемыми
Росгидрометом в рамках международных соглашений, рассказала «Известиям»
гендиректор ФГБУ «Авиаметтелеком» Марина Петрова.
— Проблема, на мой взгляд,
кроется в слабости нормативно-правовых документов Минприроды и Минтранса,
уточняет Петрова. — А также в нежелании ведомств конструктивно договариваться.
Минтранс лоббирует коммерческие интересы авиакомпаний, Минприроды не успевает
за реализацией 83-ФЗ в части авиаметобеспечения как платной госуслуги.
По словам Петровой,
недоговоренности чиновников создают опасную для безопасности полетов ситуацию.
Так, например, отказ авиакомпаний «Россия», «Уральские авиалинии» и ОАО «Полет»
оплачивать аэропортовый сбор за метеообеспечение привел к потере 10% доходов
«Авиаметтелекома». Как следствие, Росгидромет планирует ввести сокращенный регламент
работы авиационных метеостанций
гражданского назначения (АМСГ) в аэропортах Калининграда, Мурманска,
Архангельска, Сыктывкара, Пскова, Петрозаводска и Воронежа с 1 августа 2013
года.
Такие ограничения, в свою
очередь, не нравятся авиаперевозчикам. По мнению замгендиректора компании
«Уральские авиалинии» Владимира Чикилева, такое сокращение режима работы
является нарушением как Федеральных авиационных правил (ФАП), так и ряда
международных договоренностей, согласно которым Россия обязана предоставлять
эту информацию в международные информационные центры.
— Метеорологическое
обеспечение является частью обязанностей государства по предоставлению
инфраструктуры воздушного движения, — напоминает Владимир Чикилев.
Отраслевые эксперты
поддерживают позицию авиаперевозчиков. По мнению главного редактора отраслевого портала
Avia.ru Романа Гусарова, у авиакомпаний должна быть возможность выбора, откуда
получать метеоинформацию.
— Если сохранение существующей
системы метеоизмерений так важно, то этим должно заниматься государство, —
говорит эксперт. — В США, к примеру, вся метеоинформация производится в рамках
заказа министерства обороны и оплачивается из государственного бюджета, а
гражданской авиации предоставляется бесплатно.
15.07.2013
Олег Воробьев
|