РЕШЕНИЕ
VII Всероссийского
метеорологического съезда
(7-9 июля 2014 г., г.
Санкт-Петербург)
VII
Всероссийский метеорологический съезд (МС-VII), организованный Федеральной
службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской
академией наук в соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 14 мая 2014 г. № 802-р, прошел в Санкт-Петербурге 7-9 июля 2014 г.
— в год 180-летия российской Гидрометслужбы.
МС-VII был созван для широкого обсуждения
современного состояния и перспектив развития метеорологической науки и
практики, включая развитие ее технической базы, и возможностей более активного
участия российских ученых в разработке и реализации научных программ Всемирной
метеорологической организации (ВМО) и других международных организаций.
Центральной темой МС-VII стало обеспечение
гидрометеорологической безопасности России в условиях меняющегося климата.
Возрастание роли гидрометеорологического
фактора в различных аспектах жизнедеятельности нашло в последние годы яркое
подтверждение в ряде экстремальных крупномасштабных катастрофических событий на
территории нашей страны, вызвавших значительные экономические потери.
Современные вызовы устойчивому развитию — прогнозируемый в ряде регионов
дефицит пресной воды, энергии, продовольствия, сокращение биоразнообразия, рост
числа и интенсивности природных катастроф, деградация почв и другие — во многом
обусловлены изменением климата. Мировое сообщество уделяет большое внимание
проблемам обеспечения гидрометеорологической безопасности и адаптации к
происходящим и ожидаемым климатическим изменениям, анализу и прогнозированию
связанных с этим угроз. Прошедшие годы отмечены крупнейшими погодными
аномалиями на территории России (в частности, волной тепла 2010 г.,
наводнениями в Крымске в 2012 г. и на Амуре в 2013 г.), причинившими большой
ущерб экономике и населению страны и имевшими большой общественный резонанс, в
том числе в контексте их возможной связи с происходящим глобальным изменением
климата.
В работе съезда приняли участие более 520
специалистов, представляющих учреждения и организации Росгидромета, Российской
академии наук, Высшей школы и других организаций Российской Федерации,
осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней
областях, а также представители национальных Гидрометслужб стран Содружества
Независимых Государств и международных организаций.
За 5 лет, прошедших после предыдущего — VI
Всероссийского метеорологического съезда, произошел ряд событий, сыгравших
важную роль в развитии гидрометеорологической деятельности в России. Вскоре
после VI съезда Президентом Российской Федерации была подписана Климатическая
доктрина Российской Федерации (2009 г.), а в 2011 г. Правительство Российской
Федерации утвердило план по ее реализации. В 2010 г. Правительством Российской
Федерации была принята Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и
смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения
климата) (2010 г.). В 2010 г. Росгидрометом при участии РАН и Высшей школы был
сформулирован Комплексный план научных исследований погоды и климата,
детализировавший определенные VI съездом приоритеты российской фундаментальной
и прикладной науки. Завершилась первая и началась вторая фаза технического и
технологического перевооружения Росгидромета. Росгидромет успешно участвовал в
обеспечении крупных международных спортивных мероприятий в Казани (2013 г.) и
Сочи (2014 г.).
Начавшийся процесс формирования Глобальной
рамочной основы климатического обслуживания (ГРОКО), в котором Российская
Федерация приняла активное участие, задал в последние годы, по-видимому,
важнейший вектор мирового развития в области метеорологии и смежных с ней
областях, акцентировав усиленное внимание нуждам потребителей
гидрометеорологической и климатической информации.
Перед национальным профессиональным
сообществом стоит задача гидрометеорологического и климатического обеспечения
экономики страны, жизнедеятельности и безопасности общества. Для решения этой
задачи необходима консолидация научного и производственного потенциала всех
гидрометеорологических учреждений и организаций России.
Научные и технологические достижения последних
лет в мировой метеорологии, климатологии и смежных областях были значительными.
Что касается отечественной науки, то, несмотря на отдельные успехи, она
продолжала преодолевать кризис, обусловленный экономическими потрясениями в
Российской Федерации в конце 20-го века. Положительные результаты реорганизации
РАН, к которой Правительство Российской Федерации приступило в 2013 г., пока
неочевидны.
Работа МС-VII в рамках пленарных и секционных
заседаний проводилась по шести тематическим направлениям:
•
Метеорологические исследования и прогнозы погоды, включая проблемы физики
атмосферы;
•
Исследования климата и его изменений;
•
Исследования состава и загрязнения атмосферы;
•
Метеорологическое и климатическое обслуживание, включая социально-экономические
аспекты;
•
Модернизация и развитие метеорологических наблюдений и информационных
технологий, включая космические технологии и метеорадиолокационные наблюдения;
•
Активные воздействия на атмосферные процессы.
Эти
заседания были дополнены заседаниями четырех круглых столов, посвященных
следующим темам:
•
Научные и практические аспекты метеорологического образования;
•
Российская метеорологическая наука — вклад в реализацию научно-прикладных
программ международных организаций;
•
Взаимодействие профессионального метеорологического сообщества со СМИ;
•
Совершенствование и развитие приборов и методов метеорологических наблюдений.
Всего
на МС-VII было заслушано 10 пленарных докладов и 80 секционных сообщений, более
полусотни выступлений было сделано участниками круглых столов.
По мнению участников МС-VII, метеорологическая
наука и практика в целом обеспечивают выполнение задач, поставленных
государством по метеорологическому обслуживанию отраслей экономики, социальной
сферы, индивидуального сектора; российские метеорологи вносят ощутимый вклад в
международное сотрудничество.
В последние годы определенный прогресс
достигнут в объединении усилий ученых и специалистов Росгидромета, РАН, Высшей
школы по решению актуальных задач метеорологической науки и практики, в том
числе по развитию исследований атмосферы и численному моделированию. Этому
способствовали принятые соглашения о научно-техническом сотрудничестве
Росгидромета с РАН и рядом ведущих высших учебных заведений страны. Примерами
успешного взаимодействия на межведомственном уровне являются совместные усилия
по научному анализу произошедших в последние годы на территории страны
аномальных крупномасштабных гидрометерологических явлений (аномальная погода
летом 2010 г, катастрофический паводок на р.Амур в 2013 г.) — в рамках
объединенных заседаний научно-технических советов Росгидромета и
Росводресурсов, а также научного совета РАН «Исследования по теории климата
Земли». За создание государственной территориально распределенной системы
космического мониторинга ряд работников Росгидромета, Роскосмоса, РАН и Высшей
школы были удостоены Премии Правительства Российской Федерации в области науки
и техники за 2011 год.
Съезд констатировал завершение первой фазы
реализации Проекта модернизации и технического перевооружения метеорологической
сети Росгидромета (2007-2013 гг.). За этот период на метеорологической сети
Росгидромета установлено 1509 автоматизированных метеорологических комплексов
(АМК) практически на всех действующих станциях с персоналом; 242 автоматических
метеорологических станции (АМС) без персонала, а также 19 автоматизированных
актинометрических комплексов (ААК). В течение пяти лет выполнена
беспрецедентная по масштабам и сложности работа по обеспечению наземной
метеорологической сети современными средствами автоматизированного получения,
сбора и передачи информации в сложных климатических условиях России.
В рамках других крупных инвестиционных
проектов Росгидромета была модернизирована система предупреждения о цунами на
Дальнем Востоке; продолжают активно развиваться сети геофизического
мониторинга; осуществляется широкое внедрение в оперативную практику мобильных
и стационарных поверочных лабораторий нового поколения.
Основой существенного улучшения
прогнозирования быстроразвивающихся гидрометеорологических процессов должно
стать создаваемое в настоящее время единое метеорадиолокационное поле от
Калининграда до Владивостока на базе сети отечественных доплеровских
радиолокаторов «ДМРЛ-С», разработанных по техническому заданию Росгидромета.
Это позволит предоставлять самому широкому кругу потребителей, прежде всего,
Вооруженным Силам, МЧС, авиационным и коммунальным службам, службам
безопасности транспорта и многим другим потребителям оперативную информацию о
резкой смене погоды, об облаках, осадках, ливнях, наводнениях, смерчах, шквалах
и других ОЯ. К настоящему времени метеорадиолокаторы нового поколения
установлены на позициях УГМС для обслуживания территорий вокруг 32 городов
страны.
В
качестве наиболее значимых результатов, полученных за последнее пятилетие,
МС-VII также отметил:
в
рамках развития гидрометеорологического прогнозирования:
•
широкое внедрение в оперативную практику Росгидромета технологий
мезомасштабного прогноза погоды по ограниченным территориям;
•
развитие отечественных систем глобального усвоения данных наблюдений и
прогнозирования на средние и долгие сроки, в том числе как инструмента для реализации
функций Мирового метеорологического центра — Москва, Центра глобальных
долгосрочных прогнозов в инфраструктуре ВМО и Североевразийского климатического
центра;
•
повышение точности численного прогноза погоды за счет усвоения спутниковой
информации;
в
рамках развития физико-математического моделирования:
•
участие национальной глобальной объединенной модели общей циркуляции атмосферы
и океана в международном проекте сравнения объединенных моделей CMIP5,
результаты которого легли в основу перспективных оценок изменения климата в
Пятом оценочном докладе Межправительственной группы экспертов по изменению
климата (2013-2014 гг.);
•
прогресс в разработке единой системы прогноза погоды и прогноза изменений
климата на базе модели Земной системы и суперкомпьютерных технологий;
•
создание региональных климатических моделей высокого пространственного
разрешения для всей территории России и других регионов, представляющих
геополитический интерес для Российской Федерации;
•
прогресс в моделировании «химической» и «космической» погоды;
•
успехи в развитии и внедрение в оперативную практику численных моделей оценки и
прогноза загрязнения атмосферы и моделей переноса загрязнений, в том числе
радиоактивных, в случае аварий и катастроф;
•
создание первой отечественной численной нестационарной трехмерной модели
осадкообразующего кучево-дождевого грозового облака;
в
рамках развития гидрометеорологического и климатического обслуживания:
•
последовательное внедрение международных стандартов ВМО/ИКАО в практику
авиаметеорологического обслуживания;
•
развитие и широкое применение интернет-технологий для обеспечения доступа
заинтересованных потребителей к информации о фактическом и прогнозируемом
состоянии и загрязнении атмосферы, включая радиоактивное загрязнение;
•
прогресс в создании Росгидрометом интегрированной
информационно-телекоммуникационной системы сбора, обмена, представления и
распространения гидрометеорологической информации и информации о загрязнении
окружающей природной среды в рамках развития информационных систем ВМО;
•
выполненное специалистами Росгидромета соответствующее мировым стандартам
метеорологическое обеспечение зимней Олимпиады «Сочи-2014» и летней Универсиады
«Казань-2013»;
•
создание Климатического центра Росгидромета в качестве первой очереди
Климатического центра Российской Федерации и подготовку на его базе, а также на
базе Североевразийского климатического центра ежегодных докладов Росгидромета
об особенностях климата на территории Российской Федерации, сводных ежегодных сообщений
о состоянии и изменении климата на территориях государств-участников СНГ,
вероятностных месячных и сезонных прогнозов и сезонных бюллетеней мониторинга
климата и декадных бюллетеней мониторинга засух, а также ряда практик в области
прикладной климатологии;
•
подготовку Росгидрометом в содружестве с РАН и Высшей школой Второго оценочного
доклада Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории
Российской Федерации;
в
рамках развития систем наблюдения за окружающей средой:
•
создание спутниковой системы сбора и передачи данных с наблюдательной сети
Росгидромета через российский геостационарный космический аппарат «Электро-Л»;
•
разработку и внедрение на метеорологической сети Росгидромета национального
варианта международного кода RF 6/04 WAREP, предназначенного для оперативной
передачи с АМК и АМС штормовых сообщений об опасных и неблагоприятных
метеорологических явлениях;
•
создание гидрометеорологической обсерватории Тикси, включенной в качестве
региональной станции в состав Глобальной службы атмосферы ВМО;
•
модернизацию инфраструктуры российского научного центра на архипелаге
Шпицберген;
•
ввод в эксплуатацию созданного в содружестве с промышленностью
самолета-лаборатории ЯК-42Д «Росгидромет» для комплексных геофизических
исследований атмосферы;
в
рамках развития технологий активных воздействий:
•
внедрение в оперативную практику элементов автоматизированной ракетной
технологии противоградовой защиты, позволяющей сократить потери от града на
80-90%.
Эти
и другие результаты, полученные участниками гидрометеорологической
деятельности, обеспечили в целом успешное выполнение задач и достижение целевых
показателей, предусмотренных утвержденным Правительством Российской Федерации
планом мероприятий первого этапа (2010-2012 годы) реализации Стратегии
деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до
2030 года (с учетом аспектов изменения климата).
Вместе с тем, участники съезда отмечают ряд
сохраняющихся критических проблем и вновь возникшие вызовы устойчивому развитию
гидрометслужбы, в том числе:
•
запаздывание в развитии системы обеспечения жизнеспособности и технического
обслуживания автоматизированной наблюдательной сети;
•
отставание в развитии нормативно-правовой и методической базы работ
государственной наблюдательной сети с учетом происходящей ее модернизации в
увязке с программами социально-экономического развития страны с учетом
информации, получаемой территориальными системами наблюдений субъектов
Российской Федерации и локальными системами наблюдений юридических и физических
лиц;
•
отсутствие в бюджете Росгидромета целевых дополнительных средств на
эксплуатацию вводимых в производственную работу новых технических средств и
технологий;
•
недостаточные темпы наращивания отечественной спутниковой метеорологической
группировки с целью снижения зависимости от иностранных аналогичных систем;
•
отсутствие скоординированной национальной стратегии организации климатических
исследований по реализации Комплексного плана научных исследований погоды и
климата;
•
схематичность, некритическое заимствование некоторых зарубежных
наукометрических подходов к организации и оценке результативности научной
деятельности (особенно, в части фундаментальных исследований и разработок), уже
приведших к системным проблемам зарубежной гидрометеорологической науки;
•
отсутствие действенной, обеспеченной устойчивым финансированием программы
регулярного (не реже 1 раз в 5 лет) обновления компьютерных вычислительных
мощностей и телекоммуникационных средств в интересах оперативной деятельности
Росгидромета, а также — развития сложных физико-математических моделей Земной
системы и ее отдельных компонентов и проведения с их применением научных
исследований, отвечающих мировому уровню;
•
пробелы в нормативно-правовом регулировании функции Росгидромета по организации
и осуществлению авиаметеорологического обслуживания, снижение спроса на
авиаметеорологическую информацию, отказ ряда авиакомпаний от авиаметеоуслуг
организаций Росгидромета;
•
недостаточные темпы работ по спасению архивов Единого государственного фонда
данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на устаревших носителях;
•
угрозу потери в ближайшие годы, в первую очередь для сетевых организаций,
системы подготовки специалистов среднетехнического уровня образования в связи с
передачей гидрометеорологических техникумов в ведение субъектов Российской
Федерации;
•
не полной мере отвечающее современным запросам науки и практики качество
подготовки специалистов гидрометеорологического профиля в высших учебных
заведениях страны, в том числе в связи с отставанием учебно-методической базы
ВУЗов от современного научного, технического и технологического уровня;
•
острую нехватку отраслевых ресурсов Росгидромета для укрепления и развития
кадрового потенциала его оперативно-производственных, научно-исследовательских
учреждений и наблюдательных подразделений, прежде всего — для обеспечения
мотивации специалистов высокой квалификации и для привлечения в отрасль
талантливой молодежи.
Съезд
констатировал, что внедрение на наблюдательной сети новых технических средств
повысило риск пропусков измерений метеорологических величин из-за недостаточной
приспособленности поставленного оборудования к климатическим и инфраструктурным
условиям в ряде регионов страны. Стабильно работают, т.е. измеряют
метеорологические параметры и в автоматическом режиме формируют сообщения для
передачи их в Центры сбора данных, только около 70 % АМК и АМС от общего числа
установленных комплексов. Ощущается острая потребность в создании отраслевой
службы технической поддержки модернизированной сети, которая опиралась бы на
данные объективного (инструментального) мониторинга состояния наблюдательной
сети.
Съезд с обеспокоенностью отметил, что
произошедшее в 2013 г. и ожидаемое в ближайшие годы сокращение бюджетного
финансирования вынуждает руководство УГМС изыскивать резервы экономии бюджетных
средств, в т.ч. за счет сокращения наблюдательных подразделений государственной
наблюдательной сети.
VII
Всероссийский метеорологический съезд постановляет:
I).
Считать главной целью участников гидрометеорологической деятельности на период
до 2020 г. продолжение дальнейшего формирования высокоэффективной гидрометеорологической
службы, обеспечивающей на современном мировом уровне выполнение функций по
представлению потребителям своевременной и достоверной гидрометеорологической,
климатической и геофизической информации, информации о текущем и будущем
состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также по эффективному и
безопасному проведению работ в области активных воздействий, на базе
современной техники и технологий.
II).
Считать приоритетными задачами участников гидрометеорологической деятельности:
1.
В области модернизации и развития систем гидрометеорологических и геофизических
наблюдений мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и
информационных технологий, включая космические технологии и
метеорадиолокационные наблюдения:
•
обеспечение достижения конечных целей проекта модернизации государственных
наблюдательных сетей; восстановление и развитие пунктов, программ и объемов
наблюдений; совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере охраны
государственных пунктов наблюдений и сохранению их репрезентативности;
•
на основе комплексного анализа достигнутых в ходе модернизации результатов,
накопленного практического опыта и доступных ресурсов — уточнение приоритетов
дальнейшего развития Гидрометслужбы, в соответствии с которыми следует формировать
и финансировать проекты и программы по дальнейшей модернизации государственной
наблюдательной сети;
•
методическое и нормативно-правовое обеспечение согласованного функционирования
государственной и территориальных систем наблюдений, создаваемых субъектами
Федерации, а также корпоративных систем наблюдений, создаваемых хозяйствующими
субъектами;
•
существенное усиление внимания к деятельности службы в области метрологии и
стандартизации;
•
организация постоянного мониторинга функционирования модернизированных и
автоматизированных наблюдательных подразделений на уровне Росгидромета и
головных НИУ для принятия своевременных решений в отношении неизбежных
процессов износа, поломки комплектующих автоматизированных комплексов,
отсутствия запасных датчиков и обеспечивающего оборудования, приводящих к
снижению количества работоспособных станций и комплексов;
•
с целью обеспечения бесперебойной работы автоматизированной наблюдательной сети
— создание технического резерва и территориальных (кустовых) сервисных центров
по программному и техническому обеспечению, ремонту и поверке средств измерений
автоматизированной наблюдательной сети;
•
увеличение роли и вклада научно-исследовательских институтов Росгидромета в
комплексный процесс модернизации наблюдательной сети, более тесное
сотрудничество с управлениями по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды с целью выработки рациональной технической политики Росгидромета,
ускорения апробации и внедрения в практическую работу новых технологий, методов
наблюдений, методик прогнозирования, их научно-методического сопровождения;
•
разработку и внедрение в оперативную практику новой информационной продукции на
базе данных метеорологических доплеровских радиолокаторов ДМРЛ-С;
•
поиск новых подходов к совершенствованию подсистемы агрометеорологических
наблюдений и создание системы комплексного мониторинга с использованием
наземных и спутниковых платформ на основе привлечения ресурсов заинтересованных
потребителей;
•
обеспечение устойчивого функционирования государственного мониторинга
атмосферного воздуха в городах и на фоновом уровне с расширением по охвату
контролируемых территорий и по перечню измеряемых загрязняющих веществ,
государственного мониторинга радиационной обстановки — в кооперации с федеральными
ведомствами (Минздравом), субъектами Российской Федерации и Государственной
корпорацией «Росатом»;
•
поэтапное техническое и технологическое перевооружение системы государственного
мониторинга, соответствующее современным требованиям и рекомендациям
международных организаций, в особенности, в части государственного мониторинга
загрязнения атмосферного воздуха в городах, в т.ч. — в рамках готовящейся
государственной программы;
•
развертывание орбитальной гидрометеорологической группировки в составе трех
метеоспутников на геостационарной орбите (серия «Электро»), четырех
полярно-орбитальных метеоспутников (серия «Метеор»), в том числе, одного
аппарата океанографического назначения, а также двух спутников на
высокоэллиптических орбитах для оперативного получения гидрометеорологической
информации в полярных регионах (серия «Арктика»);
•
развитие взаимодействия с организациями, имеющими лицензии Росгидромета на
наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды, для получения
дополнительных данных наблюдений, в том числе и путем повышения
заинтересованности лицензиатов в получении и предоставлении качественной
информации, оказания им всестороннего содействия.
2.
В области совершенствования и повышения эффективности обеспечения населения,
органов государственной власти, отраслей экономики экстренной
гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией, а также информацией об
экстремально высоком загрязнении окружающей среды:
•
развитие функциональной подсистемы наблюдения, оценки и прогноза опасных
гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей
среды (ФП РСЧС-ШТОРМ) и функциональной подсистемы предупреждения о цунами (ФП
РСЧС-ЦУНАМИ) единой Государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
•
развитие базовых технологий усвоения данных наблюдений и численного кратко-,
средне- и долгосрочного прогноза погоды;
•
широкое внедрение в оперативную практику вероятностных методов прогноза погоды
с особым вниманием явлениям со значительными последствиями;
•
развитие систем наукастинга на основе использования потенциала
модернизированных наблюдательных сетей Росгидромета (учащенных — по крайней
мере ежечасных — наблюдений АМС, данных ДМРЛ-С, новых спутниковых наблюдений и
др.) и систем мезомасштабного численного прогноза погоды с учащенным циклом
обновления и усвоением данных региональных наблюдений;
•
сохранение существующих и создание новых полигонов с комплексными программами
наблюдений с высоким пространственно-временным разрешением на основе АМС для
развития систем наукастинга и краткосрочного прогноза погоды, а также систем
тестирования моделей;
•
развитие и расширение практического применения в УГМС/ЦГМС методов расчета и
численного прогноза загрязнения атмосферы с учетом химических превращений и
технологий их использования совместно с данными инструментальных наблюдений;
•
расширение применения в оперативной практике Росгидромета (численный прогноз
погоды, сверхкраткосрочное прогнозирование, авиаметеобеспечение) методов и
технологий, использующих данные радиолокационных наблюдений; расширение доступа
оперативных подразделений Росгидромета и других потребителей к данным ДМРЛ-С,
совершенствование организационного и методического сопровождения развития сети
ДМРЛ-С, проведение обучения методам использования радиолокационной информации.
3.
В области развития гидрометеорологического и климатического обслуживания,
включая специализированное гидрометеорологическое обеспечение и работы
специального назначения по мониторингу загрязнения окружающей среды:
•
активизация предоставления адресных услуг в области специализированного гидрометеорологического
обеспечения на платной основе с привлечением новых участников деятельности
гидрометеорологической службы в эту сферу;
•
развитие гидрометеорологического компонента в крупных инвестиционных проектах и
вовлечение частного капитала в инвестирование проектов по развитию
гидрометеорологического обеспечения, в том числе на условиях
частно-государственного партнерства и привлечения средств иностранных
инвесторов;
•
развитие систем специализированной постобработки результатов численных прогнозов
погоды для адресного обеспечения различных секторов экономики: технологий
гидрометеорологических прогнозов по автотрассам, комплексных технологий
метеорологического и гидрологического прогнозирования, прогнозов для
энергетического сектора, лесного хозяйства и т.д.;
•
укрепление научной и нормативно-правовой основы авиаметеорологического
обеспечения, оптимизация авиаметеорологической деятельности с учетом
перспективных требований гражданской авиации, аэронавигации, ИКАО и ВМО;
•
создание системы оперативного агрометеорологического обеспечения российского
сельскохозяйственного комплекса на основе новых и усовершенствованных методов и
технологий прогнозов урожайности и оценки состояния сельскохозяйственных
культур с широким использованием спутниковой информации; создание системы
агрометеорологического сопровождения страхования сельскохозяйственного
производства;
•
развитие эффективных форм сотрудничества климатологов и потребителей, которые
могли бы способствовать созданию новых подходов к применению климатической
информации, обеспечивающих принятие оптимальных хозяйственных решений и
разработка на этой основе наилучших практик климатического обслуживания;
•
совершенствование информационно-аналитического обеспечения адаптации экономики
страны к текущему и ожидаемому состоянию климатической системы, в том числе за
счет интегрирования в климатическую продукцию социально-экономической
информации;
•
развитие системы оценок эффективности деятельности (в том числе экономической
эффективности) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включая
оценки влияния на целевые показатели и индикаторы реализации стратегий развития
и целевых программ секторов экономики и территорий;
•
дальнейшее развитие взаимодействия профессионального метеорологического
сообщества со средствами массовой информации, включая более активное участие
специалистов в информировании населения на базе новых информационных технологий
о текущем и ожидаемом состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
•
совершенствование требований к лицензиатам, выполняющим работы в области
гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
4.
В области организации работ и экспедиционных исследований в Мировом океане,
Арктике и Антарктике:
•
развитие системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды
арктической зоны Российской Федерации;
•
строительство новых научно-экспедиционных судов усиленного ледового класса на
замену НЭС «Михаил Сомов» и НЭС «Академик Федоров» для обеспечения работ в
морях Арктики и Антарктики; строительство ледостойкой платформы для выполнения
наблюдений в дрейфующих льдах Центральной Арктики;
•
организация и проведение комплексных научных исследований на базе российского
научного центра на архипелаге Шпицберген;
•
организация и проведение научных исследований в Антарктике, обеспечение
деятельности антарктических станций и сезонных полевых баз в форме зимовочных и
сезонных экспедиций РАЭ.
5.
В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические
процессы:
•
развитие нормативно-правовой базы работ в области активных воздействий;
•
испытания и последовательное внедрение в практику новых элементов
автоматизированной технологии противоградовой защиты;
•
развитие теоретических моделей облаков и туманов с детальным описанием микрофизических,
термоаэродинамических и электрических процессов, а также экспериментальных
исследований с использованием, в том числе, самолета-лаборатории ЯК-42Д
«Росгидромет» и доплеровского радиолокатора ДМРЛ-С, с целью уточнения
механизмов их формирования и дальнейшего обоснования научных принципов и
методов активного воздействия на облака и туманы и нормативно-правового
обеспечения этих работ;
•
разработку новых и совершенствование существующих технических средств и
реагентов для активного воздействия на облака и туманы целью дальнейшего
повышения эффективности этих работ;
•
обеспечение действенного государственного надзора за работами в области
активных воздействий.
6.
В области научных исследований:
•
консолидацию научного потенциала всех участников деятельности
гидрометеорологической службы и, в первую очередь, научных коллективов РАН,
Росгидромета и Высшей школы, на выполнении приоритетных и актуальных для
повышения гидрометеорологической безопасности совместных комплексных
фундаментальных и прикладных научных исследований в рамках соглашений
Росгидромета с РАН, Высшей школой и другими участниками гидрометеорологической
деятельности;
•
усиление внимания НИУ Росгидромета к поддержанию на высоком научном уровне
критически важных основных технологий мониторинга и прогноза состояния
окружающей среды и ее загрязнения, развитие рынка оказания научно-технических
услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
•
защиту интеллектуальной собственности, создаваемой в рамках НИОКР и ее ее
вовлечение в хозяйственный оборот научно-исследовательских учреждений.
7.
В области институционального развития гидрометслужбы:
•
безотлагательное решение социальных вопросов для привлечения молодых
специалистов и закрепления кадрового потенциала оперативно-производственных и
научно-исследовательских учреждений Росгидромета;
•
обеспечение соответствия уровня подготовки кадров в области гидрометеорологии
потребностям реализации приоритетных направлений развития деятельности в
области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
•
укрепление материально-технической базы государственной наблюдательной сети;
•
продолжение работы по разграничению функций территориальных органов и
оперативно-производственных учреждений Росгидромета;
•
развитие соглашений о взаимодействии (сотрудничестве) Росгидромета с
федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
8.
В области международного сотрудничества:
•
развитие и укрепление международного сотрудничества и российского
межведомственного взаимодействия в области гидрометеорологии и климатологии, в
области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
•
активизацию продвижения российских ученых и специалистов в руководящие и
рабочие органы международных организаций и международных проектов в области
гидрометеорологии и в смежных с ней областях;
•
улучшение осведомленности национального научного сообщества о результатах
участия отечественных ученых и экспертов в реализации международных научных
программ, в том числе через ведомственные интернет-издания, рецензируемые
журналы, межведомственные конференции и совещания.
III).
Просить Росгидромет с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти и РАН в возможно короткие сроки разработать план действий
по выполнению решения Съезда, а также при подготовке плана мероприятий по
реализации второго этапа Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и
смежных с ней областях на период до 2020 года учесть оценки и рекомендации VII
Всероссийского метеорологического съезда (2014 г.), VII Всероссийского
гидрологического съезда (2013 г.) и другие принятые решения по развитию работ в
области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
МС-VII
констатировал, что его плодотворной работе способствовало активное участие
представителей основных групп пользователей гидрометеорологической и
климатической информации и производителей гидрометеорологического оборудования.
Участники МС-VII считают необходимым
опубликовать его труды.
Участники
съезда выразили благодарность Оргкомитету МС-VII и коллективу Главной
геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова за хорошую организацию и проведение
VII Всероссийского метеорологического съезда.
|