19 марта, в связи с предстоящим Всемирным метеорологическим днем, для гидрометеорологов Иркутского УГМС и ЦГМС-Р была организована поездка в музей «Тальцы»
Мало известные факты приведены в труде Д.Ф.Нездюрова «Очерки развития метеорологических наблюдений в России»:
«В 1784 г. Эрик Лаксман «учредил стеклянный завод у Тальцынска, 40 верст выше Иркутска», где производилось простое, но довольно хорошее стекло, а также термометры и барометры. Приборы Лаксмана долгое время ценились очень высоко. Лаксман щедро распространял изготовленные им приборы среди населения. В своих письмах он писал: «Нет уже ни одного города в Сибири, где бы не было несколько моих барометров и термометров. На это я истратил более 100 рублей, желая возбудить людей к наблюдению и собиранию предметов из естественной истории; однако все было напрасно». Это разочарование, звучащее в заключительных словах, объясняется тем, что многие употребляли его приборы только для украшения своих жилищ. Но не все так мало интересовались метеорологией; так, например врач Ваксман в Иркутске еще в период 1764- 1772 г.г. ревностно вел наблюдения над погодой».
«После Лаксмана в Иркутске был известен ряд людей, которые изготовляли термометры, барометры и другие физические приборы. Так некто Карнеев, кроме барометров и термометров, делал даже электрические машины для школ. После него изготовлением метеорологических приборов занялись механики Маронек и Клим; они широко распространяли их среди населения по необычно дешевой цене, так что термометр и барометр стали считаться необходимой принадлежностью почти каждого «порядочного» дома».
«Заинтересованность сибирских жителей в метеорологических наблюдениях объяснялась еще тем, что в связи с открытием рудников в Сибири в XVI и XVII в.в. многие грамотные люди считали своей обязанностью изучать тамошний климат; кроме того в результате ряда сибирских экспедиций местные жители познакомились с употреблением метеорологических инструментов».
Одной из задач Великой Северной (или Второй Камчатской) экспедиции под общим руководством В.Беринга была организация метеорологических станций по пути следования экспедиции и контроль за их деятельностью.
«Научная часть экспедиции выехала из Твери в августе 1733 г. Производство метеорологических наблюдений началось, как только экспедиция села на суда , которые должны были доставить ее в Казань…
Пропуски в метеорологических наблюдениях встречаются лишь в тех случаях, когда экспедиция продвигалась не на судах, но и тогда велся дневник визуальных наблюдений («Журнал каждого дня какая погода стояла и какой воздух»)
Первым городом, в котором экспедиция организовала постоянную метеорологическую станцию, была Казань. Наблюдения на этой станции в начале декабря 1733 г. были поручены учителю Семену Куницыну».
В Иркутске в 1734 г. наблюдения по поручению экспедиции начал проводить «служивый человек» Никита Канаев.
«Всего было создано 20 станций. Это была первая в России довольно правильно организованная регулярная сеть метеорологических станций. К сожалению, сеть эта просуществовала недолго: в 1743 г. вследствие голода в Сибири работы экспедиции были свернуты, и вскоре часть станций прекратила работу. Лишь в немногих пунктах наблюдения продолжались еще некоторое время: так, в Екатеринбурге - до 1746, в Иркутске до 1747, в Якутске – до 1749 г.»
Д.Ф.Нездюров «Очерки развития метеорологических наблюдений в России»
С данной книгой Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке
Отдела фонда данных ГУ Иркутский ЦГМС-Р.
С праздником, уважаемые гидрометеорологии!
|