Соответствующие нормы содержатся в разработанных Минприроды
России поправках в закон «О гидрометеорологической службе», направленных главой
ведомства Сергеем Донским в Правительство Российской Федерации.
В сопроводительном письме к законопроекту, в частности,
отмечается, что его принятие позволит регламентировать правоотношения в сфере
гидрометеорологии, которые до настоящего времени регулировались устаревшим
законом, принятым еще в 1998 году.
«Поправки в закон позволят уточнить предмет государственного
надзора в области гидрометеорологии и смежных с ней областей, регламентировать
порядок проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие
геофизические процессы и явления и регламентировать порядок утверждения перечня
технологий, допустимых при осуществлении этих работ», — отмечается в письме
С.Донского.
Положения законопроекта позволят актуализировать
ведомственную нормативную базу в сфере гидрометеорологии и смежных областях,
которая в настоящее время состоит из порядка 1500 руководящих документов,
включающих в себя акты Росгидромета, а также министерств и ведомств СССР.
Поправки в законодательство позволят определить перечень и критерии опасных
природных явлений с учетом особенностей регионов России, расположенных в
различных географических и климатических условиях.
Законопроектом предусматривается установление правового
института гидрометеорологической экспертизы и определение ее предмета,
отличного от предмета градостроительной экспертизы. Предметом экспертизы станет
оценка соответствия проектной документации типичным для данного района
гидрометеорологическим и климатическим условиям, в котором осуществляется или
намечается хозяйственная и иная деятельность. Данные меры позволят
минимизировать характерные для территорий Российской Федерации риски опасных
гидрометеорологических явлений (штормы, ураганы, наводнения, снегопады, снежные
лавины, сели и др.) при реализации крупных инфраструктурных проектов.
В настоящее время на территории Российской Федерации
ежегодно регистрируются более 400 опасных природных явлений, приносящих
значительный ущерб населению и экономике страны. Среднегодовой ущерб от опасных
природных явлений составляет более 60 млрд. рублей.
В законопроекте также актуализируется понятие подвижного
пункта наблюдений за состоянием окружающей среды, с учетом использования
гидрометеорологической службой данных наблюдений, полученных с использованием
оборудования различного базирования (воздушного, морского и т.д.).
Кроме того, законопроектом закрепляется необходимая правовая
база осуществляемых Росгидрометом морских научных исследований в Мировом
океане, Арктике и Антарктике; мониторинга состояния и загрязнения окружающей
среды с использованием твердотопливных метеорологических ракет для зондирования
атмосферы; метеорологического обслуживания полетов гражданской и
экспериментальной авиации путем предоставления соответствующей
специализированной информации.
В целях обеспечения национальных интересов Российской
Федерации в сфере метеорологического обеспечения гражданской и экспериментальной
авиации проект закона предполагает определение Росгидромета полномочным
метеорологическим органом России.
|