Гидромет - точка невозврата
Пятница, 2024-04-19, 06.05.37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Чьи прогнозы точнее ?
Всего ответов: 5126

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МЕТЕО новости




 



Главная » 2013 » Сентябрь » 18 » «Модернизация метеорологической и актинометрической сетей Росгидромета: итоги и перспективы»
13.54.55
«Модернизация метеорологической и актинометрической сетей Росгидромета: итоги и перспективы»
Модернизация метеорологической и актинометрической сетей Росгидромета: итоги и перспективы
Целью настоящей статьи является обобщенный анализ итогов реализации назем­ной метеорологической и актинометрической сетей в рамках Проекта-1 «Модернизации организаций и учреждений Росгидромета», оценка соответствия достигнутых резуль­татов заявленным целям, определение приоритетных задач, включая вопросы методиче­ского, технического и метрологического обеспечения, решение которых позволит повы­сить эффективность работы автоматизированной сети. Обосновываются возможные подходы повышения устойчивости работы автоматизированной сети, а также пер­спективы углубления (расширения числа автоматически измеряемых характеристик) мо­дернизации наблюдательной сети. Содержание данной статьи и выводы, содержащиеся в ней, по мнению ГГО, могут стать объектом дискуссии на предстоящем совещании в Новороссийске. Замечания и предложения по данной статье просим направлять в ГГО.
1.   Цели модернизации метеорологической и актинометрической сетей и достигнутые результаты
Проектом модернизации-1 предусматривалось:
-оснастить все наблюдательные подразделения метеорологической сети и частич­но актинометрической современными автоматизированными метеорологическими и акти­нометрическими комплексами (АМК, ААК) с целью внедрения современных технологий измерений, сбора и передачи результатов наблюдений;
-расширить наблюдательную сеть за счет установки автоматических метеорологи­ческих станций (АМС)
-оснастить наземную сеть современным аналитическим и вспомогательным обо­рудованием, а также надежными средствами связи;
-разработать и внедрить в оперативную работу современные методы поверки средств измерений на местах их эксплуатации с использованием стационарных повероч­ных лабораторий (СПЛ) и мобильных автоматизированных поверочных лабораторий (МАПЛ);
-внедрить в наблюдательных подразделениях (прежде всего на труднодоступных и удаленных станциях) современные средства связи и заменить на них установки энерго­обеспечения на современное оборудование.
Цели Проекта модернизации-1 в части установки и ввода в эксплуатацию закуп­ленного оборудования практически достигнуты. Следует отметить при этом, что работа УГМС по установке и внедрению в работу новых технических средств федеральным бюджетом не финансировалась. Все работы на сети были выполне­ны УГМС за счет внебюджетных средств.
Как следует из Приложения 1, на метеорологическую и актинометрическую сети поставлено 1627 АМК, 310 АМС в двух вариантах комплектации (с весовым осадкомером и с осадкомером-челноком), 19 ААК, 14 СПЛ и 28 МАПЛ. Количество закупленных и по­ставленных в УГМС автоматических комплексов и автоматических станций определялось численностью наблюдательных подразделений на 01.01.2008 и выделенным объемом фи­нансирования. По этой причине не во все функционирующие сегодня метеорологические наблюдательные подразделения поставлены АМК, не во все УГМС поставлены СПЛ, а количество поставленных МАПЛ изначально представлялось недостаточным.
Актинометрическая информация 28 пунктов наблюдений Росгидромета поступает в международный обмен. Исходя из этого, ГГО предлагалось закупить не менее 28 авто­матизированных актинометрических комплексов. Однако из-за ограниченности средств закуплено только 19 ААК.
По состоянию на 01.07.2013 в 11 УГМС установлены и введены в эксплуатацию все поставленные АМК и в 8 УГМС не установлены по 1-3 АМК. Сложнее всего ситуация в 4-х УГМС: в Якутском и Иркутском УГМС из-за отсутствия регулярного транспортного сообщения, дороговизны аренды вертолета и дефицита внебюджетных средств всего установлено 50-60% АМК, а в Дальневосточном и Чукотском УГМС, где по тем же при­чинам установлено 65-75% АМК.
Все поставленные АМС установлены и введены в действие в 9 УГМС, в 3 УГМС установлено 90-95% АМС от поставленных, в 4 УГМС - 70-90% и в 7 УГМС - менее 70%. Как и с АМК наибольшие трудности с установкой АМС имеются в Якутском и Чукотском УГМС: вечная мерзлота, болотистая местность, выпучивание и подмыв установок, огром­ные расстояния, отсутствие транспортного сообщения, дороговизна доставки оборудова­ния и его технического обслуживания.
Из 19 закупленных и поставленных в УГМС ААК установлены и введены в экс­плуатацию 18 (не введен в работу ААК в Южно-Сахалинске Сахалинского УГМС. Не­смотря на крайне сложные физико-географические и климатические условия, наиболее успешно ввод в эксплуатацию ААК произошел в Якутском УГМС: в трех пунктах (Якут­ске, Верхоянске и Оймяконе) установлены и устойчиво функционируют ААК.
АМК и АМС сертифицированы, срок действия сертификата истекает 1 января 2014 года. ААК не сертифицирован, т. к. это не входило в обязанность Поставщика. Росгидро­мет не получил от поставщика необходимую для сертификации документацию и не выде­лил средства для организации сертификации.
Все МАПЛ и СПЛ введены в эксплуатацию и, начиная с 2009 г., в УГМС осу­ществляется поверка АМК, АМС и автономных СИ как в местах их эксплуатации, так и в стационарных условиях. В 2011-2012 гг. выполнена поверка половины установленных АМК и АМС. Причины, по которым поверка не осуществлялась вообще или осуществля­лась в незначительном объеме - это отсутствие переаккредитации метрологической служ­бы УГМС, отсутствие аттестованных поверителей.
Как и планировалось, на труднодоступные и удаленные станции поставлено связ­ное и энергетическое оборудование. Специалисты УГМС, персонал наблюдательных под­разделений начали осваивать поставленное современное оборудование. Но...
2.   Состояние и эффективность работы автоматизированной наблюдательной сети на современном этапе
Автоматизация (даже частичная) метеорологических наблюдений - априори благо: уменьшается влияние персонала на результаты измерений, достигается методологическая и временная унификация результатов измерений как внутри Службы, так и в международ­ном пространстве, появляется возможность проведения учащенных измерений и, соответ­ственно, улучшения обеспечения потребителей гидрометеорологической информацией.
Внедрение автоматических средств и нового оборудования практически одновре­менно на всей территории России, без «обкатки» процесса модернизации на небольшой территории, привело к тому, что любая недоработка (ошибка) при установке нового обо­рудования становилась достоянием всей сети и, в результате, создавалось ложное пред­ставление о несомненных преимуществах автоматизации наблюдений.
Следует отметить, что работоспособность установленных АМК, АМС, ААК в раз­ных УГМС существенно неодинакова. В УГМС с развитой инфраструктурой, хорошей связью выявляемые погрешности и неполадки устранялись более оперативно, чем в УГМС с неразвитой инфраструктурой.
Однако для всех УГМС присуща общая тенденция - уменьшение отказов в работе установленного оборудования, привыкание к нему персонала НП. Сказывается, конечно, и творческий подход специалистов ССИ, САСПД по обеспечению работоспособности АМК, АМС (замена отдельных элементов связи и энергообеспечения, ПЭВМ и др. за счет соб­ственных внебюджетных средств), а также доработка программного обеспечения Постав­щиком по замечаниям специалистов УГМС.
Указанная положительная тенденция в обеспечении работоспособности АМК, АМС, ААК вселяла надежду на достижение оптимальной работы автоматизированной се­ти, на получение с сети материалов об особенностях наблюдений по АМК в тех или иных УГМС с целью анализа и разработки нормативно-методических документов. Но экономи­ческий кризис в стране не обошел стороной и Гидрометеослужбу России.
В соответствии с Федеральным законом № 216-ФЗ от 07.12.2012 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годы» Правительством РФ принято решение о корректировке федерального бюджета на 2013 год. Во исполнение указанного решения руководителем Росгидромета поручено начальникам УГМС подготовить до 01.09.2013 предложения по уточнению государственных заданий на текущий год с целью «оптимизации расходов бюджетных средств».
Судя по поступающим из УГМС в ГГО запросам, одним из основных источников «оптимизации средств федерального бюджета» предлагается закрытие действующих наблюдательных подразделений. Напомним, что в истории Гидрометеослужбы в конце 80-х годов прошлого века уже была подобная «оптимизация», когда было сокращено око­ло 30% пунктов наблюдений.
ГГО считает, что сокращение числа пунктов государственной наблюдательной сети нанесёт значительный ущерб национальным интересам, обеспечению гидрометеорологи­ческой безопасности и поэтому крайне нежелательно. Руководству Росгидромета реко­мендуется обратиться в Правительство РФ (Минприроды) с ходатайством о существенном снижении для Росгидромета заданий по сокращению расходов федерального бюджета.
Гидрометеорологическая информация в отличие от информации СМИ, других ви­дов научно-технической информации с годами не устаревает, не теряет свою ценность, а наоборот, становится ценнее. Чем длиннее ряды наблюдений, тем больший объем инфор­мации для потенциального пользователя можно выдать для решения им проектных задач, задач планирования, эксплуатации и управления.
Следует подчеркнуть, что столь необходимые при гидрометеорологическом обес­печении отраслей экономики, органов государственного управления показатели повторя­емости и интенсивности опасных явлений могут быть определены ТОЛЬКО на основе обработки и анализа многолетних наблюдений высокого качества. Другого способа полу­чения таких критериев НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Чем плотнее сеть наблюдений, тем досто­вернее информация в любой точке территории (в большинстве развитых стран Запада ин­декс плотности пунктов наблюдений колеблется от 0.9 до 3.5. В России он составляет се­годня 9.5). По оценкам ГГО минимально необходимая метеорологическая сеть на терри­тории России должна насчитывать не менее 2400 пунктов наблюдений (сегодня на сети имеется 1637 станций с персоналом и 231 АМС).
Ни радиолокационные метеорологические, ни спутниковые наблюдения не в со­стоянии заменить отсутствующие наземные метеорологические наблюдения при принятии решений об обеспечении надлежащего уровня гидрометеорологической безопасности гос­ударственными органами в масштабах страны или региона, муниципальным или хозяй­ствующим субъектом в конкретном районе.
Одним из важных критериев, который следовало бы учитывать при принятии ре­шений о сокращении состава сети и/или изменении программы наблюдений, является чувствительность оправдываемости синоптических прогнозов погоды к изменениям плот­ности сети. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит, очевидно, Гидрометцен­тру России и прогностическим подразделениям УГМС.
Уместно также заметить, что принятие решений по реорганизации сети, ее струк­турной перестройке, выбору режимов работы НП, оснащенных АМК, невозможно без разработки однозначных научно обоснованных требований к составу и периодичности оперативной и климатической наблюденной информации с учетом применяемых методов прогнозов и обеспечения сохранности однородных рядов наблюдений.
Особое внимание при этом следует обращать на то, как скажется отсутствие ин­формации об атмосферных, включая опасные, явлениях, облачности, видимости, твердых осадках в зимний период, снежном покрове, состоянии и температуре почвы на оправды- ваемости прогнозов не только в Гидрометцентре России, но и в прогностических подраз­делениях УГМС.
Пока же можно констатировать, что после появления распоряжения об оптимиза­ции расходования бюджетных средств активность УГМС по обеспечению функциониро­вания автоматизированной метеорологической сети в последние 2 месяца заметно снизи­лась: резко сократились выезды методистов и технических специалистов на сеть, приоста­новилась закупка штатных СИ, а усилия специалистов УГМС оказались вынужденно направленными на доказательства «нехарактерности» отдельных НП, недостоверности результатов наблюдений из-за низкой квалификации персонала в ряде поселковых и уда­ленных НП с целью их закрытия и т. д.
Одним из условий надлежащего функционирования АМК, АМС является качество их программного обеспечения (ПО). И именно на ПО АМК пришлось большего всего пре­тензий специалистов УГМС. Причинами такого положения явилось как отсутствие опыта у Поставщика по созданию такого рода продукта, неопределенность и разночтения в дей­ствующих РД и их изменение в период реализации Проекта модернизации-1, изменения в установлении границ часовых поясов (зон) и тот факт, что разрабатываемый программный продукт без тестирования и отладки на ограниченном числе станций внедрялся в опера­тивную работу метеорологической сети. Отсюда и ошибки, и недовольство пользователей программного продукта.
В качестве примера преодоления этих ошибок можно сослаться на опыт внедрения последней (83-й) версии программного обеспечения АМК, которая была разработана По­ставщиком с учетом замечаний специалистов УГМС, принятых изменений в коде КН-01 и в коде WAREP. В течение двух месяцев она испытывалась на станции Санкт-Петербург, устранялись выявленные недоработки и ошибки, затем испытывалась на нескольких стан­циях в других часовых поясах и только после этого была рекомендована для использова­ния. Следует отметить, что количество претензий к последней версии ПО АМК и АМС значительно сократилось, а если и появлялись, то чаще всего причиной их были сложно­сти у самих пользователей, а не программный продукт.
По состоянию на 01.07.2013 указанная версия ПО АМК и ПО АРМ «залита» лишь на 60% установленных АМК, ПО АМС - на 25% установленных АМС. Причиной непол­ного обновления ПО АМК и АМС, по сообщениям УГМС, является отсутствие удаленно­го доступа к АМК и АМС, сложности с посещением удаленных АМК и АМС. На части установленных АМК, АМС сохраняется устаревшее (предыдущие версии) программное обеспечение. Всего, таким образом, привлечены к подаче информации SYNOP 77% АМК и около 60% АМС от числа установленных.
Результаты мониторинга функционирования АМК, АМС во 2 кв. текущего года свидетельствуют, что сбор информация АМК и передача ее в адрес УГМС составил всего по 55% от общего количества установленных АМК и 30% от установленных АМС.
В адрес Гидрометцентра России объем переданной информации АМК не превысил 25%, а АМС - 7% от установленных, имея в виду, что лишь 7 УГМС (Северо-Кавказское, Центральное и Республики Татарстан - 95-100%, Западно-Сибирское и Среднесибирское - 40-60% и менее 10% Дальневосточное и Приволжское) передавали сообщения SYNOP в адрес Гидрометцентра России. Остальные УГМС информацию АМК в адрес Гидромет­центра России в июне не передавали, ссылаясь на многочисленные сбои в сборе информа­ции АМК.
Таким образом, автоматизированная метеорологическая сеть сегодня не может обеспечить передачу оперативных сообщений SYNOP, WAREP в установленные сроки в требуемом объеме и должного качества.
3.   Причины недостаточно эффективной работы автоматизированной сети
Основными причинами недостаточно эффективной работы автоматизированной метеорологической сети, по данным УГМС, являются:
-перебои связи на линии «логгер - АРМ» и «АМК - Центр сбора данных» (почти в 35% установленных АМК);
-ненадежная работа поставленного энергооборудования: стабилизаторов напряже­ния (СН) «Энергия», многофункциональных автономных преобразователей (МАП) «Энер­гия», аккумуляторные батареи (в 15% установленных АМК);
-перебои в работе ПО логгера и ПО АРМ по причине выхода из строя материнских плат, блоков питания и жестких дисков компьютера (в 25% АМК от числа установлен­ных);
-отказ датчиков АМК, АМС (около 10% АМК, АМС);
-подверженность оборудования АМК влиянию грозовых разрядов, что вынуждает УГМС отключать АМК во время грозы, а это в свою очередь провоцирует пропуски наблюдений;
-недостаточное количество МАПЛ, явно заниженный (1 год) межповерочный ин­тервал для АМК, АМС, неразвитая инфраструктура территорий азиатских УГМС, нехват­ка аттестованных поверителей в УГМС, трудности с переаккредитацией метрологической службы в связи с реорганизацией УГМС;
-недостаточное количество разработанных ГГО нормативно-методических доку­ментов, регламентирующих работу автоматизированной сети.
-недостаточное количество комплектов ЗИПов к АМК, АМС, а также включение в их состав датчиков, отличающиеся по габаритам и конфигурации от установленных в АМК, АМС, что создает трудности при их использовании.
Не решена до конца проблема метрологического обеспечения ААК, несмотря на то, что методики поверки утверждены Ростехрегулированием. Если поверка пиранометров и актинометров (пиргелиометров) может проводиться по эталонным актинометрам УГМС, то эталоны для поверки пиргеометров (измеряющих длинноволновую радиацию) и уль- трафиолетметров в УГМ отсутствуют. Следует иметь в виду, что срок действия первона­чально выданных на них свидетельств о поверке истекает в 2013 г.
В этой связи нельзя не задаться вопросом: а как будет обстоять дело с получением данных о визуально наблюдаемых атмосферных, включая опасные, явлениях и характери­стиках погоды, их передачей в центры сбора, если при реализации заданий по оптимиза­ции расходов бюджета численность персонала НП, оснащенных АМК, будет уменьшена, а АМК будут частично переведены в режим АМС?
ГГО, как учреждение ответственное за наземные метеорологические (в том числе автоматизированные) наблюдения, их методическое, организационно-технологическое и метрологическое обеспечение, уже к моменту завершения работ по поставке оборудова­ния, учитывая выводы выполненной НИР, международный опыт в области эксплуатации автоматизированных метеорологических наблюдательных систем, постоянно привлекала внимание к вопросу о необходимости организации в Службе системы технического об­служивания и ремонта (ТОР) устанавливаемого оборудования, особенно в постгарантий­ный период его эксплуатации. Согласно действующим государственным стандартам, Раз­работчик (Поставщик) оборудования должен разрабатывать проект такой системы парал­лельно уже на первых этапах разработки (или проекта поставки). Централизованный ва­риант такой системы, как показывает анализ, в условиях России, был бы приемлем только в первые годы постгарантийного периода. Оптимальным в настоящее время представляет­ся децентрализованный вариант, т. е. создание Центров ТОР непосредственно в УГМС на базе их ССИ и АСПД. Предлагаемые Центры необходимо доукомплектовать кадровым, инструментальным ресурсом и осуществить оперативное обеспечение их, вне зависимости от места расположения, необходимыми для ремонта изделиями, главным образом, зару­бежного производства.
Таким образом, из приведенных данных следует, что перевод наблюдательных подразделений на автоматизированную передачу сообщений SYNOP через АМК сегодня не гарантирует как сбор информации в центрах сбора данных (ЦСД) на приемлемом уровне, что обусловлено прежде всего ненадежной работой коммуникационных и энерго­обеспечивающих подсистем установленных АМК, АМС.
4.   Пути повышения эффективности работы автоматизированной сети
Анализ сложившейся ситуации позволяет выделить несколько задач, решение ко­торых, на наш взгляд, позволит обеспечить достижение надлежащей эффективности функционирования автоматизированной метеорологической сети.
Задача 1. Обеспечение бесперебойной работы автоматизированной метеорологической сети.
Необходимые подходы и решения:
1.1. Обеспечение силами специалистов УГМС регулярного мониторинга функцио­нирования установленных АМК, АМС, ААК и передачи от них сообщений SYNOP, WAREP, анализа и обобщения причин отклонений от нормы с целью последующего предотвраще­ния отклонений (путем введения дополнительных приемов технического обслуживания с учетом местных условий), включая тщательное документирование всех этапов монито­ринга (2013-2015 гг.)
1.2. Создание в УГМС обменного фонда датчиков, оборудования энергообеспече­ния и связи за счет бюджетных и внебюджетных средств для замены ненадежных эк­земпляров оборудования, а также формирование ремонтных фондов из отдельных узлов, блоков, электронных элементов. Приобретение для УГМС бесконтактных измерителей заземления из расчета один экземпляр на 30 АМК/АМС/ААК (2014-2015 гг.).
1.3. Организация в УГМС на базе ССИ и САСПД Центров технического обслужи­вания и ремонта оборудования модернизированной наземной сети и их финансовое, кад­ровое и инструментальное укрепление (2014 г.).
1.4. Обеспечение методического и технического сопровождения программного обеспече­ния АМК, АМС, ААК (ГГО - 2013-2017 гг.).
1.5. Подготовка НИЦ «Планета» совместно с Авиаметтелекомом и ГГО заключения о целесообразности расширения количества получателей радиотерминалов по результатам их предварительного внедрения и использования в отдельных НП всех УГМС (2015 г.).
1.6. Переработка действующих и разработка новых РД, регламентирующих функциони­рование автоматизированной метеорологической сети (ГГО - 2014-2015 гг.).
1.7. Обоснование заявок на плановое обновление в 2016-2017 гг. установленных АМК, АМС, ААК в связи с выработкой ими технического ресурса и представление её в Минфин (Росгидромет - 2015-2016 гг.).
1.8. Создание соответствующего механизма в рамках действующего законода­тельства в целях организации централизованной закупки дополнительного объема нового оборудования для автоматизированной наземной сети (2014-2015 гг.).
1.9. Разработка предложений об отмене декретного времени, восстановлении ча­совых поясов (через 15°) по географическим долготам (меридианам) в соответствии с решениями Вашингтонской меридиональной конференции, поскольку функционирование наземной метеорологической сети основано на поясном исчислении времени, и представ­ление их в Правительство РФ с целью внедрения унифицированного с соседними страна­ми исчисления времени (2013-2014 гг.).
1.10. Оценка эффективности работы автоматизированной сети с расширенным комплектом датчиков АМК в УГМС выбранного Полигона и подготовка предложений по дальнейшей модернизации государственной наблюдательной сети (2016-2017 гг.).
1.11.  Иные предложения УГМС.
Задача 2. Реструктуризация и оптимизация автоматизированной метеорологической сети Росгидромета.
Необходимые подходы и решения:
2.1. Совместная разработка ГГО, Гидрометцентром России, ВНИИГМИ-МЦД и другими НИУ принципов разделения функционирующей метеорологической сети на кли­матическую (режимную) и синоптическую (оперативную) с учетом интересов как про­гнозистов, так и других видов наблюдений и потребителей (2013-2014 гг.).
2.2. Выполнение ГГО с участием ВНИИГМИ-МЦД, других НИУ Росгидромета и УГМС оценки возможных негативных последствий изменения объемов и программ наблюдений для иных наблюдательных сетей, а также потребителей метеорологиче­ской информации, (2014 г.).
2.3. Определение Гидрометцентром России совместно с ГГО требуемых сроков, объема и программы наблюдений для станций оперативной (синоптической) сети с це­лью достижения максимальной эффективности применения АМК, снижения эксплуата­ционных затрат (2013-2014 гг.).
2.4. Формирование Гидрометцентром России совместно с ГГО по представлению УГМС списка станций оперативной (синоптической) сети, где применение АМК может сопровождаться изменением объемов и программ метеорологических наблюдений (2013-­2014 гг.).
2.5. Формирование по представлению УГМС списка станций климатической сети, где применение АМК не предусматривает уменьшение объёма метеорологических наблюдений (ГГО, ВНИИГМИ-МЦД - 2013-2014 гг.).
2.6. Выполнение НИР по поиску оптимального соотношения программ наблюде­ний и данных наземной автоматизированной сети, других наблюдательных сетей Росгидромета и спутниковых наблюдений для целей реструктуризации наземной сети (ГГО, Планета - 2014-2016 гг.)
2.7. Иные подходы и предложения
Задача 3. Оценка возможностей перехода автоматизированной метеорологической сети на учащенные сроки измерений
Необходимые подходы и решения:
3.1. Формулирование принципов и обоснование целесообразности перевода авто­матизированной метеорологической сети на учащенные сроки измерений (Гидромет­центр России, ГГО - 2014-2015 гг.).
3.2. Обоснование целесообразности изменения форматов представления резуль­татов наблюдений в Госфонд с учетом возможности обобщения учащенных сроков из­мерений основных метеорологических величин и получения комплексных характеристик (ГГО, ВНИИГМИ-МЦД - 2014-2015 гг.).
3.3. Разработка технологии передачи из НП в Центры сбора всего объема наблю­денной информации в реальном режиме времени в форматах ТОКФ с целью перехода к учащенной передаче информации в интересах прогнозистов (2014 г.).
3.4. Разработка программного обеспечения кодирования результатов наблюдений метеорологической и аэрологической сетей в форматах ТОКФ (BUFR или XML-метео) (2014 г.).
3.5. Иные предложения УГМС, НИУ.
Задача 4. Метрологическое и техническое обеспечение средств измерений ав­томатизированной метеорологической сети.
Необходимые подходы и решения:
4.1. Создание при ГГО экспертно-консультационной группы опытных специали­стов (инженер по современным системам связи и инженер по измерительным системам с навыками программирования) по оперативному удовлетворению запросов УГМС, каса­ющихся функционирования автоматизированной метеорологической сети, включая раз­работку практических рекомендаций по восстановлению работоспособности техниче­ских средств модернизированной сети (2014-2015 гг.).
4.2. Накопление материалов для оптимизации межповерочных интервалов на ос­нове сбора и обобщения информации УГМС о метрологической надежности АМК, АМС, ААК (2013 г.).
4.3. Оценка возможного снижения эксплуатационных расходов на содержание АМК, АМС, ААК за счет увеличения межповерочных интервалов (ГГО с участием УГМС: 2013-2014 гг.).
4.4. Повышение технической эффективности эксплуатации МАПЛ и СПЛ за счет расширения их функциональных возможностей в области технического обслуживания АМК, АМС (ГГО, УГМС: 2014-2016 гг.)
4.5. Разработка нормативной документации, в том числе конструкторской, и проведение сертификационных испытаний ААК (ГГО: 2014-2015 гг.).
4.6. Оценка годовой потребности УГМС в ЗИПах, вспомогательном оборудовании для обеспечения бесперебойного функционирования АМК, АМС, ААК (ГГО, УГМС: 2013­2014 гг.).
4.7. Закупка в рамках Проекта модернизации-2 дополнительного количества МАПЛ и ППК для УГМС и ЦГМС из расчета 1 МАПЛ на 25 АМК, АМС (2014-2015 гг.).
4.8. Осуществление модернизации эталонов 0-го уровня Росгидромета, находя­щихся в ГГО (2015-2016 гг.).
4.9. Другие подходы и предложения.
Задача 5. Переработка действующих и разработка новых нормативно­руководящих документов, регламентирующих производство наблюдений на автоматизированной сети.
Необходимые подходы и решения:
5.1.   Разработка новых и переработка действующих РД, регламентирующих функ­ционирование автоматизированной метеорологической сети: Наставление вып. 1; Наставление вып. 3, ч. 1; Наставление вып. 5; Рекомендации по производству наблюдений в НП, оснащенных АМК; Рекомендации по эксплуатации АМС и обобщению результатов их наблюдений (ГГО - 2013-2016 гг.).
5.2. Разработка нормативов бюджетного финансирования, дифференцированных по регионам, на функционирование автоматизированной наземной сети (ГГО - 2015-2016 годы).
5.3. Доработка и представление в Правительство РФ на утверждение нового «Положения о хозяйственной деятельности в охранных зонах наблюдательных подразде­лениях государственной наблюдательной сети» (2014-2015 гг.).
5.4. Разработка РД, регламентирующего порядок отнесения пунктов наблюдений к климатической сети, их функционирование и правовой статус (ГГО, ВНИИГМИ-МЦД - 2014-2016 гг.).
5.5. Разработка нормативного документа об ответственности органов местного самоуправления, юридических и физических лиц за нарушение охранных зон пунктов гид­рометеорологических наблюдений
5.6. Разработка нормативного документа, определяющего правовой статус наблюдательных подразделений, функционирующих на аэродромах (2014 г.).
5.7. Иные подходы и предложения.
5.   Перспективы углубления модернизации наблюдательной сети
Успешная реализация изложенных выше задач и не упомянутых открывает новые перспективы автоматизированной метеорологической сети.
Альтернативы автоматизации наземной наблюдательной сети нет. Государственная наблюдательная сеть (сеть Росгидромета) - важнейшая составная мировой наблюдатель­ной сети, Гидрометеослужба России - крупнейшая составная часть ВМО и не может оставаться на уровне ХХ века.
Совершенно очевидно, что внедрение на сети автоматизированных комплексов и автоматических станций, современного оборудования энергообеспечения и связи, особен­но в условиях России с её огромными расстояниями и неразвитой инфраструктурой, не может быть беспроблемным и скорым. Потребуется время для отладки оборудования, освоения его, отработки и реализации схем технического, метрологического и методиче­ского обслуживания. Потребуются не секвестирование, а, напротив, дополнительные бюджетные средства для создания эффективно действующей системы обслуживания ав­томатизированной сети, как это сделано, например, в Канаде, где создана своего рода «скорая метеорологическая помощь» - хорошо оснащенная в техническом и кадровом от­ношении национальная система по обеспечению функционирования модернизированной наблюдательной сети.
В условиях России создание централизованного подразделения экономически не­эффективно и нецелесообразно, создание же Центров ТОР в УГМС - настоятельная необ­ходимость. Основная практическая задача, приобретающая сейчас для всех УГМС статус «проблемы», - это обеспечение в необходимом ассортименте и объеме узлами, блоками, деталями для ремонта (ЗИП). Будет решена эта «проблема» - будет достигнуто беспере­бойное функционирование автоматизированной сети метеорологических наблюдений, а значит и необходимое качество основной продукции Росгидромета.
Для достижения этой цели необходима вовсе не еще одна дополнительная лабора­тория в каком либо НИУ Росгидромета, а автономный торгово-снабженческая фирма (ти­па недавно существовавшей «Гидрометпоставки»).
Вслед за успешным решением вопросов технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения автоматизированной сети на первый план выйдут вопросы реструктуризации наземной сети, т. е. существенное увеличение числа автоматических станций и уменьшение числа станций с персоналом. Это позволит в определенной мере компенсировать инвестиции в создание Центров ТОР за счет сокращения фонда зарплаты вследствие уменьшения численности персонала НП.
Важным направлением повышения эффективности работы автоматизированной се­ти представляется перевод ее на учащенные сроки измерений и повышение оперативности в обеспечении потребителей метеорологической информацией. А это потребует разработ­ки новой технологии анализа и обобщения результатов наблюдений, изменения форматов представления метеорологической информации.
Достаточно перспективным направлением дальнейшей модернизации метеороло­гической сети представляется увеличение числа автоматически измеряемых метеорологи­ческих параметров. Предусматриваемое техническими требованиями к Проекту модерни­зации-2 укомплектование установленных АМК автоматизированными датчиками солнеч­ного сияния, метеорологической дальности видимости, высоты снежного покрова и всесе зонных осадков, а также температуры почвы на различных горизонтах позволит суще­ственно увеличить число автоматически измеряемых параметров, снизить зависимость от численности и квалификации персонала в получении требуемого объема информации как синоптическом, так и климатическом применении.
Переход на получение единого и интегрированного потока информации по суще­ству станет важным достижением современной модернизации наземной наблюдательной сети. Оперативная передача всего объема наблюденной информации всех видов резко ускорит получение обобщенных характеристик непосредственно в УГМС, покончит с раз­делением информации на оперативную (синоптическую) и режимную (климатическую), позволит отказаться от многих лишних этапов получения информации, что повысит каче­ство информации за счет уменьшения вклада наблюдателя с его субъективными ошибка­ми в ее формирование.
Отсюда вытекает еще одна задача - структурная перестройка государственной наблюдательной сети и оптимизация системы управления ею. О делении функциониру­ющей метеорологической сети на климатическую (режимную) и синоптическую (опера­тивную) уже говорилось. Но и климатическая сеть должна быть существенно модернизи­рована. Представляется, что национальная климатическая сеть (НКС) должна состоять из НП различных категорий. Здесь целесообразно создать сеть специализированных, хорошо технически и финансово обеспеченных обсерваторий (примерно 20-25), сеть пунктов ре­перной климатической сети (примерно 550-600 пунктов) с полной программой наблюде­ний и сеть пунктов наблюдений с сокращенной автоматизированной программой наблю­дений.
Вероятно, необходима оптимизация системы управления как в центральном аппа­рате, так и в территориальных управлениях. Наличие департаментов Росгидромета и вос­создание УГМС, как производственных единиц, требует уточнения (и расширения) функ­ций департаментов. Наличие на территории ответственности УГМС подразделений друго­го юридического лица (Авиаметтелекома), к которому отошли ряд метеорологических НП основной сети, включая реперные, является причиной отдельных «нестыковок» при осу­ществлении методического и метрологического обеспечения наблюдений. Например, по­верка СИ АМСГ осуществляется специалистами Ростехрегулирования при наличии в УГМС МАПЛ.
При автоматизации наблюдательной сети, осуществленной и продожающейся, в ЦА Росгидромета отсутствует Техническое управление, надобность в котором очевидна.
Поэтапная реализация перечисленных мероприятий и подходов позволит Гидроме­теослужбе России приблизиться к Национальным Гидрометеослужбам развитых стран. Но при этом государство не должно быть сторонним наблюдателем. Государственная задача модернизации наблюдательной сети требует средств, она не может решаться только энту­зиазмом специалистов УГМС.
Просмотров: 3519 | Добавил: dav | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 1
1 Клим  
1
Вот это сборище Питерских старпёров из ГГО своими бредовыми мечтами (идеями) помогают гробить гидрометслужбу. Вот где простор для секвестра facepalm teehee

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Top.Mail.Ru
    Top.Mail.Ru

     Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.